Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Особенности публицистического стиля речи

Материал для подготовки к ЕГЭ ГИА по русскому языку 11 класс по теме: «Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности» скачать бесплатно Социальная сеть работников образования Главные вкладки Материал для подготовки к ЕГЭ ГИА по русскому языку 11 класс по теме: «Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности» Тема: Публицистический стиль речи. Лексические и особенности публицистического стиля речи особенности публицистического стиля. Цель урока: формирование умения анализировать текст. Задачи урока: - обобщить знания об особенностях публицистического стиля; - познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями публицистического стиля и научить выявлять их особенности публицистического стиля речи тексте; - разобрать задания ЕГЭ, связанные с особенности публицистического стиля речи средств художественной выразительности А29, А30, В8, С Скачать: Урок русского языка в 11-ом классе. Тема: Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности публицистического стиля. Цель урока: формирование умения анализировать текст. Задачи урока: - обобщить знания особенности публицистического стиля речи особенностях публицистического стиля; - познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями публицистического стиля и научить выявлять их в тексте; - разобрать задания ЕГЭ, связанные с использованием средств художественной выразительности А29, А30, В8, С Особенности публицистического стиля речи урока: Оргмомент. Проверка готовности к уроку учебник, тетрадь по развитию речи, папка с материалами для подготовки к ЕГЭ Актуализация знаний. Определение типа и стиля речи. Выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися фрагментов текстов Малярчук Дмитрий, Цветков Герман, Маняшина Светлана - Знаете, прошлой весной в степи побывал. Летом там все выгорает. А вот весной — другое дело! Куда ни глянешь — море травы и цветов. И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и желтые! Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц — счету нет! Так и заливаются на все лады… - Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившиеся в условиях засушливого климата. Этим признаком — приспособленностью к недостатку воды — степная растительность отличается от растительности лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… Из статьи энциклопедического словаря - Степь чем далее, тем становилась прекрасней. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря было зеленою девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Гоголь « Тарас Бульба» Вопрос к чтецам интервью : -Чем интересны особенности публицистического стиля речи вас, актеров, эти тексты? Фронтальная работа с использованием раздаточного материала тексты, озвученные «актерами», и памятка-таблица по определению стиля речи: - Что общего у этих трех текстов? Используйте для аргументации своего мнения памятку-таблицу по определению стиля речи Стили речи без публицистического стиля разговорный научный Офиц. Для непосредственного, повседневного общения Сообщение научных сведений, научное объяснение фактов Сообщение, информирование Воздействие на читателя с целью создания художественного образа, картины В какой обстановке говорим? В сфере бытовых отношений, в непринужденной, неофициальной обстановке В официальной обстановке Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовая Речевые жанры Дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма Научная статья, доклад, учебная литература, диссертация Законы, приказы, постановления, резолюции, справки, инструкции, объявления Роман, повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, драма, комедия, трагедия Языковые средства выражения Разговорная и просторечная лексика, обращения, неполные предложения Терминологи-ческая и профессиональная лексика Устойчивые стандартизированные обороты особенности публицистического стиля речи прямого значения Использование всех богатств лексики Стилевые черты Эмоциональность, образность, особенности публицистического стиля речи, простота речи, непринужденность, непоследовательность и прерывистость, личностный характер Строгая логичность, объективность текста, смысловая точность, отвлеченность и обобщенность Точность, не допускающая иного толкования Образность, эмоциональность, многостильность, особая роль подтекста 3. Особенности публицистического стиля речи презентация «Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности». Напоминает диалог, где автор сам высказывает мысль и задается вопросом, справедливо ли его утверждение Лексические особенности Слова и фразеологические обороты общественно-политического характера, торжественно приподнятые слова, просторечные и разговорные слова лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры; слова из области психологии, обозначающие внутреннее состояние человека; эмоциональные средства выразительности: - эпитеты - сравнения - метафоры - риторические вопросы - риторические обращения - лексические повторы - градации - фразеологизмы - пословицы и поговорки - использование литературных образов, цитат, особенности публицистического стиля речи на авторов - языковых средств юмора, сатиры, иронии Синтаксические особенности публицистического стиля речи Вопросительные предложения Восклицательные предложения Вводные слова и предложения Обратный порядок особенности публицистического стиля речи в предложении инверсия Синтаксический особенности публицистического стиля речи предложений Построение предложений по законам градации с однородными членами Использование причастных и деепричастных предложений Существительные в Практика в использовании нового материала. Коллективная работа по стилистическому анализу текста. Используются алгоритм работы с текстом публицистического стиля и таблица «Публицистический стиль речи». О многих школьных проблемах вы знаете не понаслышке. Предлагаю вам познакомиться с текстом Мартынова о системе российского образования. Особенности публицистического стиля речи текста заранее подготовленным учеником Кайгородцева Настя. Лицеев, школ с углубленным преподаванием предметов мы стали терять самую обычную, особенно сельскую, школу, самого обычного, не отмеченного особыми способностями ребенка. Мартынову Алгоритм работы с текстом публицистического стиля стилистический анализ текста Внимательно прочитайте текст. Работа в группах внутри группы — оценка каждого зависит от вклада в урок и комментируется при подведении итогов урока Исследование текста на предмет использования в нем лексических и синтаксических средств особенности публицистического стиля речи таблица «Публицистический стиль речи» 5-7 мин. Коллективное выполнение заданий к тексту : А-29 Какое утверждение противоречит позиции автора? А29 Ответ: 4 В предложении16 читаем: «тащить Россию к процветанию придется ученику средних способностей из обычной - без уклонов — школы, которая должна вернуть свои позиции». В предложении 9 высказана мысль, сформулированная в варианте ответа 1. В предложении 7 автор говорит о необходимости сохранять стабильность российской системы образования. А-30 Какой тип речи представлен в этом тексте? В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности особенности публицистического стиля речи. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. «…Школа по сути, по содержанию должна выполнять свою основную функцию: раскрывать и развивать способности любого ребенка. Мне трудно судить о проблемах, которые поднимает автор. Но я даже не сразу заметил, как «втянулся» в ход рассуждений. Мартынов в столь серьезном по содержанию тексте остается эмоциональным. Подведу итог своим размышлениям. Каждый ребенок, достигший школьного возраста, должен найти «свою» школу, а потом должен быть уверен, что сможет продолжить образование в техникуме, училище, институте, университете, академии в соответствии со своими способностями и возможностями». Развернутая метафора 1 — неожиданное, переносное значение, основанное на сходстве предметов, явлений особенности публицистического стиля речи сравнение. Эпитет 8 - образное определение. Градация 4 - употребление подряд нескольких однородных членов, каждый из которых усиливает ослабляет особенности публицистического стиля речи предыдущего. Творческое использование нового материала. Добрая половина всех текстов ЕГЭ — это тексты публицистического стиля, которые выявляют особенности публицистического стиля речи только ваше владение языком, но и вашу гражданскую позицию. Системную подготовку к части С мы начнем в третьей четверти, а сейчас послушаем письменное мнение о проблемах, затронутых в тексте. Поликарпова Соня и Рогожина Маша Заслушивание сочинений, беседа: -Сумели ли Маша и Соня поразмышлять над предложенным текстом? Самостоятельная работа по решению тестовых заданий А29, А30, В8 к тексту. Что требуется для нормального отдыха? Макаренко А29 Какое из высказываний противоречит содержанию текста? А29 А30 Какой тип речи представлен в этом тексте? Макаренко рассуждает особенности публицистического стиля речи формах отдыха в наш интеллектуальный век. Стараясь сделать читателя своим сторонником, автор заменяет слово «ничегонеделание» предложение 9 на контекстный синоним предложение 10который имеет нейтральную окраску». Список терминов: 1 сравнение 2 переносное особенности публицистического стиля речи слова 3 контекстный синоним 4 гипербола 5 метонимия 6 инверсия 7 однородные члены 8 риторические вопросы 9 метафора В8 Ответы для самопроверки: А29 — 2 А30 — 3 В8 — 2, 7, 9, 3 Подведение итогов урока. » - Зачитайте свой ответ. Совместно оцените работу каждого. Капитаны подготовятся с отчетом по уроку комментируется оценка каждого Домашнее задание: используя алгоритм работы с текстом публицистического стиля, письменно охарактеризовать текст Текст для анализа Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова особенности публицистического стиля речи того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире. Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто — то — не помню кто — сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. Я убежден, что русская литература, русская культура особенности публицистического стиля речи нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… А Седьмая симфония Шостаковича — она же помогла выстоять Ленинграду! Непомнящий По теме: методические разработки, презентации и конспекты Урок по программе Разумовской 9 класс. Работа с текстом при подготовке к ГИА. Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов. Количество часов на дисциплину:5 Количество аудиторных часов: 5, из них:5ч. Итоговый контроль: анализ газетных материалов. Урок разработан по учебнику Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс. Слово учителя: Представьте себе, перед вами стоит задача, какая-либо проблема, которую вам нужно решить. И вы ставите перед собой конкретные цели. А вот какие цели ставит перед собой Мустай Карим в св. Обобщение и углубление знаний по теме «Публицистический стиль речи»2. Работа с лексическими и синтаксическими особенности публицистического стиля речи текста публицистического стиля3. Развитие умений анализировать текст и виде. Данная методическая разработка в 2012 году была представлена на Всероссийском Фестивале русского языка. К уроку прилагается презентация, которую тоже можно найти на сайте. Данная презетнация может быть использована на уроках русского языка в разделах " Стилистика", " Лингвистика текста", " Культура речи.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2006-2016
aktiv64.ru