Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Стихи пушкина зимнее утро и зимний вечер

Пушкина" Конспект интегрированного урока литературное чтение и музыка стихи пушкина зимнее утро и зимний вечер зимней природы в лирике Пушкина" Скачать: Картины зимней природы в лирике Пушкина «Зимний вечер», «Зимнее утро» Интегрированный урок литературное чтение, музыка 4 класс Цели. Совершенствовать навыки работы с поэтическим текстом, обогащать словарный запас учащихся, продолжить знакомство с творчеством Пушкина, развивать воображение, эмоциональные чувства и творческую активность учащихся, используя литературное слово, музыку, живопись. Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, музыкальные записи, синтезатор, ноты. Предварительная подготовка учащихся к уроку: на предыдущем уроке была организована работа по подбору поэтических текстов и выполнены эскизы по стихи пушкина зимнее утро и зимний вечер Пушкина, в которых звучит тема природы. Чайковский "Времена года" «Осенняя песня» Чайковский «Зимнее утро» Чайковский « У камелька» Яковлев «Зимний вечер» Ход урока. Сегодня мы продолжаем экскурсию по временам года, которые так любил воспевать На прошлом уроке мы знакомились с стихи пушкина зимнее утро и зимний вечер из стихотворения «Осень», в котором поэт стихи пушкина зимнее утро и зимний вечер свое отношение ко всем временам года. Какое самое любимое время года Слайд 1 Почему осень — любимое время года поэта, как он объясняет это в своем стихотворении? Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечет. Сказать вам откровенно, Из годовых времен я рад лишь ей одной… Унылая пора! Приятна мне твоя прощальная краса — Послушайте, как в одной песне меняется настроение: первая фраза настраивает на минорный лад, тишину, покой и печаль. Послушайте песню для фортепиано Почему композитор назвал ее «Осенняя песнь»? Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русской холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь: Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят - я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн - таков мой организм Извольте мне простить ненужный прозаизм Какие времена года вызывают отрицательные эмоции у поэта? Хотя Стихи пушкина зимнее утро и зимний вечер не всегда так категоричен. Есть стихи пушкина зимнее утро и зимний вечер поэта строки о весне, стихи пушкина зимнее утро и зимний вечер несут несколько иную эмоциональную окраску: Гонимы вешними лучами С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. С улыбкой ясною природа Сквозь стихи пушкина зимнее утро и зимний вечер встречает утро года: Ох, лето красное! Ты, все душевные способности губя, Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи; Лишь как бы напоить, да освежить себя - Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи, И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом. К какому времени года Суровою зимой я более доволен, Люблю ее снега; в присутствии луны… Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! А зимних праздников блестящие тревоги?. Слайд 2 Постановка цели. Зима всегда затрагивала сердца русских поэтов, художников, музыкантов. Сегодня на уроке мы будем вслушиваться в музыку зимы, всматриваться в ее краски. В конце урока посмотрим, что нам удалось. А поможет нам в этом Учитель обращается к портрету Слайд 3 Подготовка к восприятию стихотворения. «Смотрю на пушкинский портрет, Мой взгляд скользит сквозь толщу лет… О чем задумался поэзии кумир: Проникнуть бы в его душевный мир…» Давайте попробуем в мир поэта. Звучит фонограмма произведения Чайковского «Вальс снежных хлопьев» Слайд 4 XIX век. Вот домик няни Пушкина Репродукция картины Иванова «Домик няни Арины Родионовны» Слайд 5 Зима. В окне горит свет. Давайте побываем в гостях у Арины Родионовны и Пушкина. Послушаем фортепьянную пьесу Чуковского« У камелька» из альбома «Времена года». Она поможет вам ощутить тепло, уют пушкинского кабинета в Михайловском, услышать тихий, неспешный разговор поэта и няни. « У камелька» Репродукция картины Иванова «Пушкин и Арина Родионовна» Слайд 6 Поэт только что закончил стихотворение, и Арина Родионовна, единственная подруга, с которой ему не скучно, готова послушать своего любимца, Александра Сергеевича. Послушаем и мы… Чтение стихотворения. Учитель наизусть читает стихотворение Пушкина «Зимний вечер» Слайд 7 Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения? Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др. Какие непонятные слова или выражения встретились вам в стихотворении? Мгла сумрак, темнота Обветшалая пришедшая в ветхость Кровля крыша Ветхая дряхлая, старая Лачужка бедное, темное жилище Веретено предмет для накручивания нити Слайд 8 Анализ стихотворения. Подумайте на сколько частей можно его разделить. Стихотворение можно разделить на три части. Прочитайте первую часть стихотворения. Прочитайте вторую часть стихотворения. Прочитайте третью часть стихотворения. Попробуйте подобрать синонимы к слову «буря». Учитель вывешивает карточки со словами-синонимами. Какой вы себе представляете бурю? Дети дают словесное описание бури. В стихотворении поэт представляет бурю как живое существо. Подтвердите это словами из текста. Дети работают с текстом стихотворения в учебнике. «Заплачет как дитя» «То как путник запоздалый, К нам в окошко застучит». Прочитайте, какие строки повторяются о буре. Каким настроением проникнуты эти строки? У автора грустное настроение, и оно передается на все, что его окружает, даже на няню. Какой вы представляете няню поэта? Старая седая женщина с морщинами на лице и добрыми глазами. Как называет поэт Арину Родионовну? Подтвердите словами из текста. «Мой друг», «моя старушка», «голубка дряхлая моя», «добрая подружка». Что вы думаете об отношении Пушкина к няне? Он очень любит ее, заботится о ней. «Спой мне песню» - просит стихи пушкина зимнее утро и зимний вечер няню. Долгими зимними вечерами Пушкин любил слушать не только сказки Арины Родионовны, но и народные песни, которые она ему напевала. Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку? При помощи каких средств композитор пишет музыку? Для этого они используют средства музыкальной выразительности. Попробуем стихи пушкина зимнее утро и зимний вечер мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет как дитя». Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное. Карточка ТЕМП быстрый, медленный ДИНАМИКА громко, тихо ИСПОЛНИТЕЛЬ хор, солист ЛАД мажор, минор Что выбрали — прочитайте. Дети зачитывают различные варианты ответов. Попробуйте тихо напеть эти строки. Кто это может сделать для всех? Дети по желанию напевают четверостишие вслух. Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор, лицейский друг поэта Яковлев Звучит фонограмма музыкального произведения Яковлева Что общего между произведениями, исполненными вами и романсом Яковлева? Медленный темп, сольное исполнение, минорный лад. Именно последняя строчка стихотворения «Сердцу будет веселей» убеждает нас, читателей, что все будет хорошо: зимняя буря когда-то закончится, и тогда на душе станет спокойнее. Не случайно данная строчка «Сердцу будет веселей» повторяется дважды, в середине и в конце стихотворения. Очень важно и время написания: оно помогает объяснить душевное состояние поэта. За свои стихи о свободе, Пушкин был выслан по приказу царя в с. Михайловское, в имение своих родителей. Только одна старушка, няня Арина Родионовна Матвеева, которая воспитывала поэта и преданно любила его, была с ним все время в Михайловском. Ее забота и любовь скрашивали его ссылку в деревне. «Зимний вечер» датируется 1825 годом, когда поэт находился в ссылке, в Михайловском, под домашним арестом. На душе тогда было неспокойно, одиноко, тревожно. Поэт признавался в письмах друзьям: « Михайловское душно для меня…», « Мне скучно в деревне», « Стихи пушкина зимнее утро и зимний вечер мочи нет»,« Мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство». Несколько иное настроение в стихотворении Пушкина «Зимнее утро» Слайд 9 Чтение стихотворения «Зимнее утро» дает возможность почувствовать нам, читателям, что поэт восхищен красотой зимнего утра, настроение у поэта бодрое, веселое, ничем не омраченное: А стихотворение «Зимнее утро» написано в 1829 году, когда поэт чувствовал себя спокойно и умиротворенно, поэтому понятно, почему так радостно воспринимается красота зимнего пейзажа: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. «Зимнее утро» и «Зимний вечер»: как выражается настроение? Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха, писал Чайковский, - уже перестают быть просто словами: они омузыкалились». Послушай пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» Какие чувства передаёт музыка? Сравни настроение стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и пьесы Каждый человек находит в Пушкине что-то своё, сокровенное. По вашим глазам было видно, как вы сумели раствориться в стихах, полюбившихся с детства. Хочется поблагодарить вас за трепетное отношение к творчеству поэта, за проникновенное прочтение поэтических строк, в которых отражена природа. Выучить одно из стихотворений наизусть или написать 4-8 стихотворных строк на тему «Зимнее утро», «Зимний вечер» Рефлексия. Выбери одно из утверждений: Я работал на уроке много и с увлечением. Мне было интересно, но я был не очень активен. Я сегодня работал не очень хорошо, но на следующем уроке буду более активен. Слайд 10 По теме: методические разработки, презентации и конспекты Этот урок является вторым уроком изучения рассказа На уроке учащиеся знакомятся со 2 частью рассказа и рисут игрушечного медведя частично по шаблонам. Этот урок разработан УМК "Школа России"Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности. Цель: приобретение новых знаний о родном городе, крае, через знакомство с лексическим значением слова. Интегрированный урок литературного чтения и музыки по произведению Юнны Мориц «Маленький скрипач" в 3 классе. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мираТема: О братьях наших меньших. Заходер « Плачет киска в коридоре», Пивоварова « Жила - была собака»Цель: расширить представления о кош. На уроке ученики знакомятся с произведениями Бальмонта об осени; материал урока способствует воспитанию любви к русской культуре через музыкальные.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2006-2016
aktiv64.ru